Статья: "Дети с речевыми нарушениями в ШКОЛЕ"

ДЕТИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ШКОЛЕ

В докладе Международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: скрытое сокровище» говорится о возрастающей роли образования в современном обществе и подчеркивается, что «образование - одно из основных средств утверждения глубокой и гармоничной формы развития человечества, которая позволит бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью и войной».
...Общество должно быть способно производить, усваивать и применять новые знания. Все это самым тесным образом связано с уровнем образования в стране.

В МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ:

Риторический вопрос:
- Если вы такие умные, почему мы такие бедные?
В. Кинелев
Гипотетический ответ:
- Общество, обладающее неадекватным образованием, с трудом воспринимает инновации.
В.О. Ключевский

Если в современном обществе образование неадекватно, значит оно не современно? Значит, нужны реформы? «Ну, конечно, нужны,» - сама себе отвечаю. Не забыть бы, что школа - второй дом для детей, в котором должно быть комфортно и интересно каждому ребенку. Что ж, тогда:
«За!» Информатизацию образования и изменения программ. Но почему бы не вспомнить о раздельном обучении мальчиков и девочек? В обеих столицах об этом говорят почему-то робко.
«За!» Вторичную загруженность школьных помещений. Но не для взрослых, для ребят, перенеся внеурочную деятельность: получение дополнительного образования, дополнительного заработка (законного), исходя из хозяйственной самостоятельности школы.
«За!» Инновационные образовательные программы. А это и конкурсы, и олимпиады, и...
«За!» «За!» «За!»
Ну, что раскричалась? Что мучает - знаю, что хочу сказать - скажу.
Вам нравится смотреть на красивое, мощное дерево, с крепкими ветвями и яркой изумрудной листвой? А на невзрачное, у дороги? У него уже не тонкие ветки, а жалкие веточки, за которые каждый проходящий в плохом настроении обязательно дернет.
А может и вы - тоже? Но деревце стоит, пытается расти и крепнуть. И помочь ему так просто, как помогает дедушка из дер. Маклино. Все лето он носит воду ведрами с пятого этажа и поливает деревья во дворе. Больше никто, только он один. К концу лета деревья окрепли, дедушке помогли-таки их огородить, подвязали стволы... Растут!
Вам нравится смотреть на сильных, спортивных ребят, бегающих во дворе и умеющих подтягиваться и отжиматься много раз кряду? Занимающих призовые места в конкурсах и олимпиадах?
А мальчик в коляске, который не может ходить из-за врожденной болезни, почти не говорящий ни слова? А соседская девочка, которая пишет так, что после проверки диктанта на странице красного цвета от исправлений намного больше, чем синей пасты от собственной работы?..
Детей с отклонениями в речевом развитии немало: по одним данным 25 %, по другим - 34 % среди младших школьников общеобразовательных школ.
Ребятишки очень разные во многом, одинаковые в одном: все с речевыми нарушениями.
Одна из главных задач логопеда - правильно определить причины этих нарушений, Взгляните на ошибки в письменных работах детей;
«ожик» вместо «ежик»
«трупочка» «трубочка»
«корький» «горький»
«тяйник» «чайник».
Такие ошибки говорят о несформированности фонематического слуха (ребенок не различает оппозиционных звуков). И проблема тут в как можно более раннем выявлении специфических ошибок. А то и родители, и педагоги считают их причиной невнимательности детей, заставляя переписывать работы по 4-5 раз. Это может привести еще и к нервному срыву у ребенка: ведь он не «не хочет», а «не может» пока правильно писать.
Пропуски же гласных, согласных букв -«трва» вместо «трава», перестановки букв «тко» вместо «кто», «онко» вместо «окно», выпадение слогов «кродил» вместо «крокодил», появление лишних букв «тигар» вместо «тигр» и т. п., обусловлены несформированностыо и фонематического слуха, и связанного с ним анализа и синтеза слова (ребенок не может установить количественный состав звуков в слове и их четкую последовательность). Эти ошибки тоже считаются взрослыми нелепыми: неумение ученика слушать, невнимательность на письме, небрежное отношение к работе. Родители и не вспоминают (или не знают), что к пяти годам ребенок усваивает 5 000 слов, а потом с пяти до шестидесяти лет - столько же, Вопрос к родителям: «Что вы сделали для того, чтобы к пяти годам 5000 слов были в активном словаре ребенка?»
Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи ведет к нарушению письма. К детям с дисграфией (это и есть нарушение письма) нужно повышенное внимание со стороны взрослых, понимание проблемы, и, главное - желание помочь ребенку, а не унижать его из-за двойки.
Как правило, дети, входящие в состав логопедического кабинета, очень не уверены, обидчивы, боязливы в ответах, Поэтому на занятиях очень часто использую игровые моменты, так как на улыбке и хорошем настроении лучше идет усвоение трудного материала. Например, во время звукобуквенного анализа слова нужно выложить точное количество фишек, и, видя ошибку у одного из детей, говорю: ..«Чей-то звук плачет, кто его потерял? Посмотрите еще раз на свои схемы». Ребята начинают понимать, что нельзя терять звуки и буквы, а то они «убегут» и в контрольный диктант могут «не вернуться».
О нарушениях письма, чтения и звукопроизношения родителям говорю не только в индивидуальных беседах, а и а циклах лекций о специфике письменных ошибок на родительских собраниях, на страницах городской газеты «Малоярославецкий край». Если вы думаете, что все родители сразу с доброй улыбкой бросаются на помощь своим детям — вспомните того дедушку из Маклино. Да, таких родителей мало. Детей часто наказывают за двойки: «Вчера об этом тебе говорила, а сегодня такие же ошибки». Не понимая, что с речевыми детьми нужно учиться и им самим, особенно в первом классе.
Речевые нарушения серьезным образом влияют и на усвоение ребенком школьной программы. Не успевает по ряду предметов: не смог правильно прочитать - не понял задание по математике, или не смог пересказать природоведение… В результате усугубляются ошибки, и тогда возникает необходимость обращения к врачу специалисту: психологу, психоневрологу.
Детского психоневролога приглашаю в школу, он ведет прием в моем кабинете. Родителям не надо ехать в Обнинск, записываться на прием. Да и делается это больше для родителей, но в интересах ребенка, для того, чтобы выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.
Вы знаете, как я устаю? К концу рабочего дня (работаю без перемен, так как детей беру после уроков), если губы не подкрашены, то уголки их становятся синими. Ведь детишки-речевики с пониженной энергетикой, они черпают ее от меня, уходя с занятий очень веселыми, не забывая спросить, возьму ли я их завтра?
Итак: «За!» Реформы и в логопедии, и в отношении школы к логопедам. Считаю, что логопедия давно достойна входить в сетку обязательных занятий для всех начальных классов, ведь процесс логопедической коррекционной работы тесно связан с процессом обучения и помогает воспитать языковое чутье, что способствует лучшему усвоению материала по родному языку в целом.
Знаете, в Германии с каждым ребенком занимаются: психолог, логопед и музыкальный руководитель,
Во Франции утро в одной из школ начинается с идущих на уроки детей, лица которых снимают видеокамеры. Вот ученик, чье лицо нерадостно, камера наблюдает за ребенком в течение всего дня, и если это состояние не прошло, учитель, психолог, специальные службы начинают работать с ним. У меня нет видеокамеры, у меня есть сердце, есть моя работа. Предлагаю остановиться. Заглянуть вперед. Подумать. Помочь. Помочь детям, о которых здесь сказано. Помочь улыбкой, песней, душой и сердцем, умением вселить в ребенка уверенность, спокойствие и желание тяги к знаниям.
И тогда на Руси будет больше и зеленых деревьев, и согретых теплом учительских сердец учеников наших школ,
Я «За!» ЭТО,
Г.Н. Логинова.

Напишите мне



Сайт создан в системе uCoz