готовь сани летом, телегу зимой, А РЕЧЬ - С РОЖДЕНИЯ

Установлено, что речь не является врожденной способностью. Нормальное развитие речи идет параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Сомнения в предопределенности развития человека зародились в умах людей давно. Еще 400 лет назад индийский правитель Великий Могол Акбар экспериментально проверил теорию своих мудрецов о том, что ребенок автоматически начинает говорить на языке своих предков; индиец - на индийских диалектах, китаец - на китайском, бирманец - на бирманском, Акбар заточил новорожденного младенца в темнице. До 7 лет ребенок не слышал вокруг себя ни единого слова - за ним ухаживали слуги с отрезанными языками. Ключ от этой комнаты Акбар носил у себя на груди. И вот настал день проверки. В сопровождении мудрецов Акбар вошел в камеру заключения и заговорил с ребенком. В ответ послышался вой, нечленораздельное мычание и всхлипы...
Не лучше обстоят дела и с воспитанниками животных. Люди находили и продолжают находить в логовах зверей человеческих детенышей, выкормленных газелями, овцами, обезьянами, волками, медведями и даже леопардами. И надо признать, что вырванные из привычной среды обитания (от ЖИВОТНЫХ) очеловечиванию они поддаются с трудом. Даже через несколько лет не могут ходить по-человечески, не говорят, не понимают ни слова. Так что идея о том, что полноценный человек может вырасти вне человеческого окружения и вне общения с людьми оказалась всего лишь красивой сказкой Р. Киплинга о Маугли.
Но вернемся к началу. Если речь не врожденная способность, а приобретаемая и развивающаяся, то по каким законам эта способность формируется?
Усвоение ребенком родного языка происходит действительно со строгой закономерностью и характеризуется одинаковыми чертами у разных детей.
Схема становления речи практически здорового ребенка может быть сведена к следующему:
До 2-х месяцев - аморфные, недифференцированные звуки, голосовые реакции (крик, плач). В это время очень нужны добрые мамины руки и только ласковый голос. К 2-м месяцам появляется гуление, к началу 3 -лепет, сочетание неопределенно артикулируемых звуков (агу-агу, тя-тя-тя, ба-ба-ба).
На 3-4 месяце - становление характера гуления, оно становится более тягучим, появляются интонации. Мама с папой на этом этапе радостно гулят с малышом своими цепочками слогов. Цепочку-песенку - малыш, цепочку - мама, затем папа. Интонации ласковые, без раздражения.
В 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит их артикуляцию, подражает им, пытается повторить. И хорошо, что пытается. А родитель, наклонившись над ним, и ловя пальчики малыша губами, произносит "АМ!". Упала игрушка - "БАХ!". Замечали, что малыш иногда хватает Вас за двигающиеся губы? И будет хватать, он мир узнает и готовится сам заговорить с Вами.
Развитие понимания речи начинается до того, как ребенок овладевает активной собственной речью.
В 6 месяцев - лепет, слоги, подражательное повторение цепочки слогов в тоне, темпе, ритме, мелодике, интонации, услышанные от взрослых.
У детей 7-8 месяцев возникают адекватные реакции на ряд слов и фраз с соответствующими жестами и мимикой со стороны взрослых:
"Дай ручку!" - протягивает свою руку. "Папа пришел!" - поворачивает голову, улыбается. Где мишка?" - дает голосовую реакцию, с поворотом к месту нахождения мишки. Дети живо реагируют на ситуацию игры. Несколько позднее наступает момент, когда слово приобретает значение, и ребенок начинает соотносить определенное звучание с образом предмета, действия, явления.
К году дети обычно начинают говорить отдельные слова, причем в зависимости от индивидуальных колебаний в развитии речи один ребенок говорит только несколько слов, а другой - несколько десятков.
Характер формирующейся детской речи в этом возрасте - ситуативен, т.е. понять ее можно только в определенной ситуации. Одним и тем же словом ребенок выражает свои чувства, желания, обозначает предмет. "У!" - проехала машина, пробежала собака (страшно), требование дать машинку. "Мама!" - обращение, указание, жалоба, радость, просьба взять на руки.
Дорогие родители! Внешняя беспомощность и несуразность ребенка не должны Вас смущать, вводить в заблуждение: Ваш малыш - высокий интеллектуал. У него Огромнейшая скорость мышления и заметно формирующиеся навыки в "работе". Малыш осваивает пространство, время, звук, цвет, решая все проблемы путем развития интеллекта - ведь он не передвигается в пространстве самостоятельно и не распоряжается своим временем. И родители, и родственники, и знакомые - все любят малыша, хвалят за его успехи, восторгаются им. Малыш понимает и принимает Вашу радость и силу любви, а все восторги — эту необходимую ему эмоцию, впитывает как губка. Так что хвалите больше, чаще, все равно не перехвалите.
На 2 году жизни ребенок начинает сливать слова в предложения, правильно соединяя их в речевой цепи: "Вова кату ет" - Вова кашу ест. В основе закрепления любых усваиваемых грамматических форм лежит их многократное повторение. Вы ежедневно говорите малышке:"С Настенькой гулять идем!", "Идем гулять с Настенькой!", "Сейчас-сейчас идем гулять с Настенькой!", "Куда идем с Настенькой?"
И так каждый день, по поводу любого Вашего действия с ребенком (гуляете, кормите, рассматриваете картинку...).
К концу 2 года слова (их уже 300) становятся более точными, устойчивыми в употреблении. Речь превращается в средство общения: ребенок просит, требует, показывает, сообщает что-либо. Потребность в общении крепнет. Ребенок не уверен в правильности своей речи. Сказав что-либо верно, он тут же может повторить это с ошибкой: "Ты погасишь свет? Не погосишь? Я сам погасю!". В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
К 3 годам речь ребенка практически сформирована (словарь пополнился до 1000 слов), он уже овладел всеми основными грамматическими категориями, употребляет все части речи, без труда строит длинные предложения, соблюдая при этом грамматическую правильность: "У мики пубочка отовалась, он те-пель ее пишивает" - у мишки пуговка оторвалась, он теперь ее пришивает
Наблюдается и собственное словотворчество Спрашиваю:
"Как котенок мяукает?" - "Мяук- мяук","Собака лает?" --"Лаюк-лаюк". "Змея шипит?" --" Ш и п и к -шипик". "Птичка поет?" -"Покж- покж" Добавим к этому: "копатку" -- лопатку, "колоток" -- молоток, "улиционер" - милиционер.
Это словообразование с одной стороны, является выражением детского творчества, активного отношения к языку взрослых, а с другой - показателем слабости владения словарем, смысловым содержанием слов, а также относительной бедности языка.
Хочу отметить, что от года до трех мощно формируется память - залог связного восприятия жизни. Хотя она еще младенческая, фрагментарная. Ребенок перебирает все, что попадается под руку, так что позаботьтесь, чтобы всегда попадало что-нибудь новенькое. Надо потрогать мир, родителей, себя, можно куснуть, лизнуть. Не стоит забывать, что вкус и обоняние формируются в этом возрасте. Закладывается физическая мощь на все детство. Так что ползать, лазать, ходить, бегать, подпрыгивать, подтягиваться - тоже задачи этого возраста.
Вернемся к речи. В 3 года маленький человек гиперэнергичен и любознателен. На Вас обрушивается шквал вопросов, требующих немедленного ответа. Что-то вы щелкаете как орешки, что-то заставляет призадуматься, а что-то просто пугает. Для этого возраста естественны любые вопросы и естественно желание получить запоминающийся ответ взрослого. И у Вас на готове должен быть естественный ответ. Автор известной книги "От 2 до 5" К.И. Чуковский назвал этот отрезок жизни человека возрастом лингвистической гениальности. К.Д. Ушинский придавал особую значимость полноценному общению взрослых с ребенком в этом возрасте, т.к. именно в нем формируется "языковое чутье" - чувство языка, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, способ сочетания слов в предложении. Поэтому, взрослые, будьте внимательны, избегайте в общении с детьми оборотов типа: "дай мой полотенец", "принеси сюда сту-ло", "каждыю недель еэдию", "опять кашляешь", "где денюж-ка?", "каков солнушкоГ.
На этом этапе (и до 7 лет) у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение: дефекты шипящих - ш, ж; свистящих - с, з, ц; аффрикат -ч, щ; сонорных - р, л; реже дефекты смягчения, озвончения, йотации. Но если в 3 года дефектное произношение является физиологической закономерностью, то к 5 годам звукопроизносительные ряды должны быть полностью сформированы, ибо звукопроизношение обычно формируется именно к 5 годам, хотя тонкость различения сходных фонем продолжает развиваться в школьном возрасте в связи с освоением письменной речи, орфографии.
К 4 годам активный словарь ребенка составляет 3000-4000 слов. Значения слов уточняются, обогащаются. У ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами формируется фонематическое восприятие. Одновременно идет развитие грамматического строя речи. Так не упускайте возможность побеседовать с ребенком на этапе обогащения словарь. Речевых тем для такого случая много. Вот несколько: "игрушки", "семья", "дом и его части", "животные", "птицы", "одежда". На эти темы и многие другие есть разнообразные дидактические игры, только выбирайте их соответственно возрасту.
К 5 годам полностью усвоен обиходный словарь, ребенок без труда говорит обо всем, что связано с его потребностями, желаниями, ощущениями. Можно сказать, что система языка практически усвоена. А как у Вас с английским, немецким, китайским? Шесть лет языкового обучения в школе и пять лет в ВУЗе - итого одиннадцать лет упорного сознательного изучения языка, в результате - Вы его не знаете даже со словарем. Ребенок же через 5 лет свободно говорит со всем миром на родном языке, одновременно пропуская через себя горы самой разной информации. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: различение фонем родного языка. В 5 лет усваиваются все типы склонений и спряжении, все грамматические формы. Дети свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений: "Вначале мы с тобой куда ходили? В специальный отдел, который канцелярским называется, чтобы посмотреть маркеры. Ты ведь хочешь, чтобы я чем-нибудь интересным вечерами занимался?" - из разговора моего сына-дошкольника. Да, высказывания детей могут напоминать короткий рассказ. Дети могут без дополнительных вопросов пересказать сказку (рассказ), что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речи. А это для будущего обучения в школе очень важно, ибо каждый ответ Вашего ребенка у доски в 7-8 лет и далее - это монолог.
Возраст от 5 до 7 лет дает интеллектуальный скачок. Дети познают полный неожиданности творческий мир, впитывают любую информацию. Самое время (пока не ушло!) родителям на пару заняться активным воспитанием и развитием своего ребенка.
Доказана необходимость прямого управления развитием способности детей (а развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению). Ведь важно (наряду со знаниями ко времени поступления в школу) и то, готов ли ребенок к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. А так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то именно через игры и развивайте своего ребенка. Игры с предметами формируют понятие части целого. Сюжетно-ролевые игры помогают в познании межличностных отношений, игры-соревнования формируют мотивацию достижения успеха, Игра-конструктор в старшем дошкольном возрасте начинает превращаться в трудовую деятельность. В игре ребенок развивается И поскольку игра - творческий процесс, надо играть - и играть по-настоящему, не лишая ребенка самостоятельности, то есть не руководить игрой и во время развивающих игр не молчать. Говорить. (Конечно, комментирует творческий процесс ребенок, ваши только реплики). Жажда его деятельности не знает границ, во всем необходим размах. Ни в коем случае не сдерживайте его творческие порывы! В дальнейшем это может помешать развитию личности. Рисуете - говорите. Лепите - говорите. Конструируете - тоже говорите. По теме: "Лепим в год Зайца. Буду лепить из желтого пластилина. Какой твердый! Я мну, мну, а он не становится мягче. Это голова, почему-то не круглая получается, а нужна круглая. И уши сразу прилеплю. Длинные и чтобы не падали." Позаботьтесь, чтобы словарный запас ребенка перед школой был богатым, и запас знаний о мире к 7 годам был соответствующий 7 годам, а не 4-5. Ребенок познает город, реку, действо в цирке, книги, слова, фразы, обороты, сказки, фильмы.., Лишь бы Вы не держали его на "голодном пайке".
Итак, изложенные выше этапы развития речи не имеют строгих четких границ, каждый из них плавно переходит в последующий. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно необходимы определенные условия. Так, Ваш ребенок должен:
- быть физически и психически здоровым;
- иметь нормальные} умственные способности;
- иметь нормальные слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
В 7 лет развитие речи не заканчивается, продолжаясь в школьные годы (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи детей на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом и синтезом на достаточно сложном лексическом материале школы, усваивают грамматические правила. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи.
Но, пока Ваш малыш дошкольник и ответственность за его здоровье (физическое, психическое), воспитание и нормальное развитие полностью на Вас - проявите любовь и терпение, будьте по-доброму его опорой, его умным собеседником, его лучшим другом, помогайте ему, готовьте его к жизни.
Успехов Вам, Вашим детям, Любви и взаимопонимания.
В следующей публикации я познакомлю Вас с материалом о речевых нарушениях и способствующих им причинам.
Г.Н. Логинова

Напишите мне



Сайт создан в системе uCoz